Под председательством Президента Шавката Мирзиёева 18 декабря состоялось видеоселекторное совещание по вопросам дальнейшего расширения производства и развития сферы услуг в регионах. Среди основных вопросов, поднятых на этой встрече – превращение продукции под маркой «Сделано в Узбекистане» в бренд.
В целях повышения репутации нашей национальной продукции в мире и экспортных показателей на совещании Президент подчеркнул необходимость поддержки не только сбыта продукции нашей страны, но и узнаваемости бренда на зарубежных рынках.
Перед ответственными структурами поставлена задача оказать поддержку отечественным предприятиям, производящим ткани, одежду, ковры, обувь, кожтовары, продукты питания, товары для дома и строительные материалы, в установлении контактов с сорсинг-компаниями, а также адаптироваться к требованиям брендов.
Даны указания по расширению участия отечественных предприятий в международных выставках, открытию торговых домов в городах Европы и Азии.
Также были выдвинуты инициативы по расширению масштабов производства известной продукции в нашей стране.
В целях привлечения иностранных брендов в нашу страну предприятиям, начинающим выпускать брендовой продукции, будут возмещены затраты на внедрение международных стандартов, экологических требований и сертификации. Все необходимое для них сырье будет освобождено от таможенных пошлин при условии локализации не менее 60 процентов. Предпринимателям, производящим не менее 30 процентов своей продукции под брендом, будут предоставляться льготы и преференции, предусмотренные для предприятий с участием иностранных инвестиций. У технологов, дизайнеров, маркетологов и других специалистов, нанятых из крупных брендов, плата за работу в Узбекистане не будет взиматься.
Следует отметить, что в кожевенно-обувной отрасли ведется масштабная работа по привлечению брендов в страну, поднятию наших отечественных предприятий на уровень брендов. Первым результатом предпринимаемых усилий является запуск производства продукции бренда Nike в Узбекистане.
Актуальным вопросом на сегодня стоит наращивание показателей экспорта и широкое привлечение мировых брендов в Узбекистан, интеграция узбекской кожевенной и обувной промышленности в мировую. Эти задачи числятся среди приоритетных и в Стратегии «Узбекистан-2030». На отрасль возложена задача повысить добавленную стоимость продукции отрасли в 5 раз за счет привлечения в кожевенно-обувную промышленность более 30 престижных зарубежных брендов.
Многим известно, что ООО «Sino International Invest» в сотрудничестве с китайскими инвесторами под аутсорсинг запустило производство кроссовок под брендом «Nike». Продукция компании поставляется на внутренний рынок и рынки Туркменистана, Таджикистана и Казахстана, а со следующего года ожидается ее экспорт на рынки Пакистана и Европы.
Кроме того, предприятия «Sitoni» и «Classica Shoes International» достигли договоренностей с немецкими брендами «Berkemann», «Solidus», «Marc», «Senbert», «Everybody», «Daumling», «Finn Comfort» о начале производства брендовой продукции на основе «Аутсорсинга» и «Франчайзинга».
В сотрудничестве с Министерством иностранных дел Республики Узбекистан налажена работа по привлечения в нашу страну порядка 30 зарубежных брендов в целях организации производства продукции в форматах аутсорсинга и франчайзинга.
Чтобы ускорить данный процесс ведется работа по получению международных сертификатов, таких как LWG, SLF и др. Ассоциация «Узчармсаноат», которая стала членом крупнейших в мире международных сертификационных организаций – Leather Working Group и Sustainable Leather Foundation, оказывает помощь компаниям отрасли в этих процессах.
На сегодняшний день сертификаты LWG получили предприятия «Orient Technology» и «Top Quality Brand».
Предприятиями “MM Goodwill”, “Nafis Charm”, “Gold Leather Export Import”, “Peng Sheng Charm” и “Hamkor Nur Savdo” проводят переговоры по вступлению в членство организации SLF.
В целом если в 2022 году предприятия отрасли экспортировали в страны Европы готовой кожи, обуви, изделий из кожи и искусственной кожи на сумму 9,04 млн долларов, то в этом году данный показатель достиг 24,6 млн долларов (рост в 2,7 раза по сравнению с 2022 годом).
Ассоциацией и предпринимателями широко используются возможности системы преференций GSP+.
На сегодняшний день в кожевенной отрасли производится 198 видов продукции, 10 видов из которых экспортируются по системе GSP+. Ведется работа по увеличению этого перечня до 30 видов к 2027 году.
Следует отметить, что продление срока использования возможностей системы преференций GSP+ до 2027 года создало больше возможностей предпринимателям для выхода в Европу. Сегодня в кожевенной отрасли по системе GSP+ экспортируется 10 видов продукции, со следующего года планируется увеличить этот список до 30 видов. С этой целью на предприятиях отрасли сформирован отраслевой план получения международных сертификатов менеджмента качества (ISO), согласно которому около 100 предприятий уже получили международный сертификат (ISO:9001), а в 2024 году данный вид Сертификатов получат еще более 200 предприятий.
Узчармсаноат